Следственный комитет РФ озабочен криминальным поведением несовершеннолетних мигрантов. Сколько из них освоили русский язык настолько, чтобы учиться, и что делать с остальными: мнения политиков.
Наталия Казакова
Ничего личного, только цифры
С этого учебного года в России действует закон, согласно которому детей мигрантов запрещено принимать в школы без знания русского языка (сдачи специального теста), а также без проверки легальности нахождения в РФ. Действие новых норм уже проанализировано — в большинстве регионов с экзаменом справились немногие. Депутат Госдумы Михаил Романов поделился статистикой по Петербургу.
«К концу приемной кампании заявление о приеме в школы подали 923 желающих. Ряд СМИ неправильно написал, что 50% детей мигрантов поступили, это не так. Всего 27%, меньше трети. 180 заявлений были отклонены комиссией по причине того, что родителями был представлен неполный комплект документов или предоставлены недостоверные сведения. 514 человек допущены к тестированию. Соответственно, половина из них тестирование прошла — 257 детей. Мы видим срез, закон работает. Что дальше? Будем отрабатывать вопрос с МВД. Все-таки дети не должны болтаться по улицам. Если есть основания их направить на родину, пусть отправляются на родину», — рассказал Михаил Романов.
Если быть точным, в петербургские школы в новом учебном году поступило меньше трети желающих — то есть 27,84% от всех подавших заявление. При этом основная часть заявителей-мигрантов отсеялась еще на стадии проверки документов до сдачи экзамена детьми. Вопросы вызвало их законное пребывание в России.
Цифры по другим регионам РФ в своем ТГ-канале обнародовал спикер Государственной думы Вячеслав Володин.
«В Нижегородской области количество заявлений на прием в школу от иностранных граждан снизилось почти в десять раз, в Воронежской области — в семь раз. 55 детей мигрантов из 91 в Калужской области не подтвердили достаточный уровень знаний русского языка, в Свердловской области — 53 из 66, в Тульской области — 32 из 62, в Республике Коми — 11 из 14, в Республике Крым — четверо из десяти. В Республике Татарстан каждый десятый ребенок без российского гражданства не сдал тест», — написал Володин.
Язык как гарантия законопослушности
Парламентарии уверены, и с этим невозможно не согласиться, что незнание языка негативно влияет на весь процесс обучения. Наличие в классах детей без базового знания русского — дополнительная нагрузка для учителя, тормоз для всего коллектива и суровое испытание для самого ребенка-иностранца, вынужденного постигать азы наук в чуждой ему иноязычной среде.
Русский язык — основа отечественной системы образования, это бесспорно. Но проблема социальной адаптации детей-иностранцев не ограничивается его незнанием.
«В январе 2026 года в соответствии с новым федеральным законом заработает система автоматического обмена информацией о детях-мигрантах и их семьях между органами управления образованием и МВД. Это будет способствовать повышению эффективности учета и контроля за иностранными гражданами, проживающими в нашей стране. Мы будем внимательно следить за правоприменительной практикой при действии новых норм и дальше шлифовать законодательство в этой сфере. Важно учесть все нюансы новой ситуации», — отметил в своем ТГ-канале Михаил Романов.
Система заработает в январе. Но уже сейчас, в сентябре, в стране легально или нелегально находятся беспризорники нового формата, не сумевшие пройти тест и не попавшие в школы. Прогнозы на их счет отнюдь не радужные. И опасения возникают не на ровном месте.
По данным Следственного комитета России, за год резко выросло число преступлений со стороны подростков-мигрантов, их криминальное поведение вызывает серьезную озабоченность правоохранительных органов.
«Их преступная активность увеличилась в 2024-м на 8%, а с января по апрель текущего года — уже на 13%. При этом в минувшем году на 82% возросло число особо тяжких посягательств подростков-мигрантов», — говорится в ТГ-канале СК РФ
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в интервью ТАСС уточнил, что количество особо тяжких преступлений, совершенных подростками-мигрантами, в 2024 году увеличилось с 66 до 120, убийств — с одного до семи случаев.
По словам Бастрыкина, эти дети часто совершают преступления «в хорошо сколоченной группе», нападают на прохожих, подвергают травле и унижениям ровесников славянской внешности. При этом фиксируют издевательства на камеру мобильных телефонов и выкладывают в Сеть.
Сарафанное радио — выход из сложившейся ситуации
Российское законодательство обязывает родителей-мигрантов обеспечить зачисление своих детей в школу. Если ребенок не прошел тестирование — обучение русскому языку становится их самостоятельной заботой. За уклонение — административная ответственность. За неоднократное нарушение — аннулирование разрешительных документов родителей и запрет на въезд в страну в течение пяти лет.
«Российская Федерация готова предоставлять иностранным гражданам бесплатные места для обучения, но есть минимальные требования, которые мы конкретизируем федеральным законом, вступившим в силу в 2025 году», — резюмировал Михаил Романов.
Для поступления в первый класс ребенку-иностранцу достаточно продемонстрировать навыки говорить и понимать устную речь. Со второго класса добавляются задания по чтению и письму. Дети мигрантов, не сдавшие тест на знание русского языка для поступления в школу в этом году, могут повторить попытку в следующем. Но, если и вторая попытка окажется неудачной, МВД будет применять меры к родителям.
Подспорьем в вопросе неожиданно может стать сарафанное радио. Если диаспоры будут знать, что их земляков депортируют из РФ из-за проблем детей в школах, возможно, те не станут привозить к нам свои многочисленные семьи. А приезжать будут только те, кто способен полноценно интегрироваться в российское общество.
Наименее категоричную позицию по злободневному вопросу занимает глава Татарстана Рустам Минниханов. Напомним: тест на знание государственного языка в республике не сдал только каждый десятый ребенок-иностранец. Лучшие показатели, по мнению Михаила Романова, если и возможны, то только в новых регионах — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, где поток мигрантов ограничен сложившейся обстановкой.
На республиканском педагогическом совете Минниханов высказал мнение, что «дети не виноваты в незнании русского языка, а научить их можно достаточно быстро». Он сообщил, что в школах Татарстана на данный момент обучаются 3178 иностранных детей, и поручил обеспечить ознакомление с вводным адаптационным курсом тех, кто пока не силен в русском.
С нового учебного года в российских школах появятся специальные методички по работе с детьми-иностранцами. Педагоги будут выявлять отстающих и консультироваться с диаспорами, чтобы помочь мигрантам влиться в коллектив. Согласно рекомендациям, разработанным Минпросвещения и МВД РФ, консилиумы для обсуждения их успеваемости и поведения должны проводиться трижды в год с участием психологов.