Сила словаПерекупщики в законеНезависимые АЗС или украинские дроны?Импорт бензина из Белоруссии?Кто виноват в бензиновом коллапсе? Минэнерго знает ответ на этот вопрос, но, кроме окрика в сторону несетевых АЗС, решений пока нет. Про украинские дроны говорить нельзя, про санкции — нежелательно. Остается одно — импортировать топливо из Белоруссии. Остановит ли это рост цен на заправках?
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Сила слова
Лето прошло, а топливный кризис в России продолжает набирать обороты. В Независимом топливном союзе говорят, что дефицит бензина и дизеля наблюдается уже в десяти субъектах Федерации. Помимо Забайкалья и Дальнего Востока, неработающие бензоколонки встречают автолюбителей в областях, где располагаются самые крупные НПЗ страны: Рязанской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ростовской, Астраханской.
Тяжелее всего ситуация на независимых АЗС.
— Практически все АЗС за август показали отрицательную маржу. Она составила 3-5 рублей за литр. Фактически они продавали ниже своей себестоимости. Если крупные компании могут себе это позволить и покрывают это за счет прибыли в других сегментах, то у независимых такого маневра нет, они вынуждены ориентироваться на оптовые цены и повышать стоимость. Соответственно, клиенты часто уходят на сетевые заправки, там выстраиваются очереди. Для независимых АЗС ситуация критическая, — говорит Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
В Московской области, видимо, чтобы не пугать клиентов, на заправках Киевского шоссе просто демонтировали информационные табло с ценами. Если какой автолюбитель заехал туда и сунул пистолет в бензобак, времени изменить решение и поискать более дешевую АЗС не остается. Такую картину увидел корреспондент «Новых Известий».
Там, где щиты с ценами сохранились, порадовать АЗС могли только того, у кого был пустой бак. Даже сетевые заправки вертикально интегрированных нефтяных компаний предлагают АИ-95 около 70 рублей за литр. На независимых цены ближе к психологическому порогу, за который российские власти не хотят переходить ни при каких обстоятельствах. АИ-95 на заправке «Трасса» стоит 68,78 рубля за литр. Но и на «Роснефти» заправляют за 67,45 рубля, АИ-95 без присадок продают по 65,40 руб/л.
И все-таки крайними в этом топливном кризисе объявили не ВИНКи, а независимые АЗС. Именно в их сторону грозит правительственный палец.
Перекупщики в законе
Независимые АЗС не производят моторного топлива. Они закупают его у тех же нефтяных компаний, которые продают бензин и дизель на бирже оптом. Если бензина производят мало или спрос большой, цена на биржевых торгах растет. В отличие от НПЗ, компании, владеющие одной или несколькими АЗС, не получают демпфера от правительства или возможности продавать купленный товар за границу. Поэтому требование Минэнерго сдерживать цены вызывает у экспертов недоумение.
— Скорее, это сигнал независимым, с тем чтобы они попридержали рост цен, пусть даже себе в убыток. Чем-то другим я эти действия Минэнерго объяснить не могу, потому что различия цен на автозаправках ВИНКов и независимых объясняется исключительно ценой топлива, которое поступает на них, — говорит Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Минэнерго нажимает на независимых и грозит ФАСом, но долго это противостояние не продлится. Владельцы, не справившись с кризисом, начнут избавляться от заправок. На бизнес-языке это называется «консолидация». В реальности нефтяные компании начнут скупку АЗС за бесценок. Впрочем, это не первый топливный кризис в стране и не первая распродажа.
— Число мелких сетей значительно сократилось. У нас в стране практически не осталось компаний, которые владеют одной или несколькими заправками. Такая ситуация в крупных регионах, может быть, они еще есть в провинции. Поэтому в перспективе будет происходить процесс укрупнения. Те заправки, которые будут покидать рынок, будут переходить в ВИНКи, — говорит Валерий Андрианов.
Независимым АЗС давно внушают: делайте как в Европе. 50% прибыли идет от продажи бензина, а другая половина — от продажи продуктов, горячей еды, кофе и пирожков. Но если в Центральной России так и происходит, то в Сибири и других окраинах для такого бизнеса не хватает клиентов. При плотности населения три человека на квадратный километр денег на продаже кофе не заработать.
С другой стороны, вопрос, зачем нефтяным гигантам продавать топливо в российской тьмутаракани, где никакой прибыли в привычных объемах ожидать не стоит, остается открытым. Исчезновение независимых АЗС обернется социальной проблемой. Поэтому эксперты советуют не очень-то размахивать дубинкой ФАС. В отрасли предлагают использовать для установления индикативных цен на топливо не общую инфляцию, а промышленную, которая на пару пунктов выше потребительской. Тогда мелкие компании не будут финансировать хотя бы эту разницу из своего кармана. Валерий Андрианов поддерживает такой подход:
— Они пытаются выполнять социальную функцию и не увеличивать цены выше инфляции, но что им делать самим? Как я уже сказал, крупные компании могут затянуть пояса, но у мелких компаний такой возможности нет, поэтому ФАС не должна так болезненно реагировать на рост цен, а учитывать общую промышленную инфляцию.
Независимые АЗС или украинские дроны?
О чем власти говорят неохотно, так это о том, что производство моторного топлива сократилось. По данным Reuters, из-за атак украинских дронов в августе Россия потеряла 17% производства бензинов и дизельного топлива. Это составляет 1,1 млн барр/сутки, или половину месячных поставок нефти в Индию.
— Несмотря на то что в инфополе такой информации немного, мы знаем, что такие атаки продолжаются. И мы знаем, что часть наших НПЗ вынуждены сокращать объемы производства моторных топлив, — подтверждает «Новым Известиям» Алексей Громов.
Повреждения получили крупные производства — Новокуйбышевский, Саратовский, Волгоградский, Рязанский, Новошахтинский заводы. Сколько продлится ремонт попавшего под удар оборудования, сказать трудно. Эксперты говорят, что вернуть оборудование можно и через три, а иногда и через шесть месяцев. К тому же многие установки уникальны и серийные запчасти к ним не подходят, напоминает Алексей Громов:
— Основная проблема в том, что заменить поврежденное оборудование из-за санкций нам крайне сложно. Либо надо воспользоваться услугами параллельного импорта, что становится делать все сложнее, либо мы должны производить аналоги поврежденного оборудования или заказывать его в Китае, и это все тоже занимает время.
Итог очевиден: атаки БПЛА сокращают предложение моторного топлива на рынке и повышают цены на АЗС.
Импорт бензина из Белоруссии?
У правительства есть в руках только два решения, как обуздать топливный кризис. Первый путь — запретить экспорт бензина, что оно и сделало. Вторая «таблетка» — договориться с производителями и продавцами не повышать цену.
Оба средства уже задействованы, толк минимальный. Дальше будет только закручивание гаек.
— Минэнерго послало независимым АЗС недвусмысленный сигнал о том, что повышать цены сейчас крайне нежелательно. Если такое будет продолжаться, Минэнерго будет принимать карательные меры в отношении тех, кто будет продолжать это делать, — описывает патовую ситуацию эксперт Громов.
Без «пряника» независимые компании вряд ли смогут откликнуться на призыв властей и скорее начнут продавать АЗС. Крупные наверняка потребуют улучшения формулы демпфера или каких-то иных налоговых льгот.
Есть еще одно средство, которое помогло бы хотя бы временно улучшить ситуацию. Речь идет об импорте бензинов из Белоруссии. Раз о демпфере с белорусскими НПЗ договориться не получается, можно просто закупать партии у соседей. Так власти поступали до 2020 года, когда своего высококачественного топлива не хватало. Такое решение у правительства «на столе», хотя оно еще не принято.
Чего власти не хотят допустить ни при каких обстоятельствах, так это роста цен выше 70 рублей за литр на заправках.
— Если цены будут пробивать психологический порог в 70 рублей, это угроза макроэкономическим показателям, угроза нового разгона инфляции, и правительство будет предпринимать все меры, чтобы этого не допустить. В данном случае правительство гораздо более жестко будет вести диалог с нефтяниками и независимыми. И все равно, страдают независимые или нет, им важно не допустить слишком быстрого и системного роста цен на моторное топливо, — говорит Алексей Громов.
Другие эксперты смотрят на это более философски. Валерий Андрианов напоминает, что цены растут всегда. Вряд ли можно ожидать, что они пойдут вниз, и 75 рублей за литр не предел:
— Такого роста, какой был в летний сезон, ожидать не стоит в осенне-зимний сезон, но все равно надо ожидать роста.
До конца года 70 рублей будет вполне приемлемой ценой?
— Я думаю, да.