Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Сила словаПерекупщики в законеНезависимые АЗС или украинские дроны?Импорт бензина из Белоруссии?Кто виноват в бензиновом коллапсе? Минэнерго знает ответ на этот вопрос, но, кроме окрика в сторону несетевых АЗС, решений пока нет. Про украинские дроны говорить нельзя, про санкции — нежелательно. Остается одно — импортировать топливо из Белоруссии. Остановит ли это рост цен на заправках?

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Сила слова

Лето прошло, а топливный кризис в России продолжает набирать обороты. В Независимом топливном союзе говорят, что дефицит бензина и дизеля наблюдается уже в десяти субъектах Федерации. Помимо Забайкалья и Дальнего Востока, неработающие бензоколонки встречают автолюбителей в областях, где располагаются самые крупные НПЗ страны: Рязанской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ростовской, Астраханской.

Тяжелее всего ситуация на независимых АЗС.

— Практически все АЗС за август показали отрицательную маржу. Она составила 3-5 рублей за литр. Фактически они продавали ниже своей себестоимости. Если крупные компании могут себе это позволить и покрывают это за счет прибыли в других сегментах, то у независимых такого маневра нет, они вынуждены ориентироваться на оптовые цены и повышать стоимость. Соответственно, клиенты часто уходят на сетевые заправки, там выстраиваются очереди. Для независимых АЗС ситуация критическая, — говорит Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.

В Московской области, видимо, чтобы не пугать клиентов, на заправках Киевского шоссе просто демонтировали информационные табло с ценами. Если какой автолюбитель заехал туда и сунул пистолет в бензобак, времени изменить решение и поискать более дешевую АЗС не остается. Такую картину увидел корреспондент «Новых Известий».

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Там, где щиты с ценами сохранились, порадовать АЗС могли только того, у кого был пустой бак. Даже сетевые заправки вертикально интегрированных нефтяных компаний предлагают АИ-95 около 70 рублей за литр. На независимых цены ближе к психологическому порогу, за который российские власти не хотят переходить ни при каких обстоятельствах. АИ-95 на заправке «Трасса» стоит 68,78 рубля за литр. Но и на «Роснефти» заправляют за 67,45 рубля, АИ-95 без присадок продают по 65,40 руб/л.

И все-таки крайними в этом топливном кризисе объявили не ВИНКи, а независимые АЗС. Именно в их сторону грозит правительственный палец.

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Перекупщики в законе

Независимые АЗС не производят моторного топлива. Они закупают его у тех же нефтяных компаний, которые продают бензин и дизель на бирже оптом. Если бензина производят мало или спрос большой, цена на биржевых торгах растет. В отличие от НПЗ, компании, владеющие одной или несколькими АЗС, не получают демпфера от правительства или возможности продавать купленный товар за границу. Поэтому требование Минэнерго сдерживать цены вызывает у экспертов недоумение.

— Скорее, это сигнал независимым, с тем чтобы они попридержали рост цен, пусть даже себе в убыток. Чем-то другим я эти действия Минэнерго объяснить не могу, потому что различия цен на автозаправках ВИНКов и независимых объясняется исключительно ценой топлива, которое поступает на них, — говорит Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Минэнерго нажимает на независимых и грозит ФАСом, но долго это противостояние не продлится. Владельцы, не справившись с кризисом, начнут избавляться от заправок. На бизнес-языке это называется «консолидация». В реальности нефтяные компании начнут скупку АЗС за бесценок. Впрочем, это не первый топливный кризис в стране и не первая распродажа.

— Число мелких сетей значительно сократилось. У нас в стране практически не осталось компаний, которые владеют одной или несколькими заправками. Такая ситуация в крупных регионах, может быть, они еще есть в провинции. Поэтому в перспективе будет происходить процесс укрупнения. Те заправки, которые будут покидать рынок, будут переходить в ВИНКи, — говорит Валерий Андрианов.

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Независимым АЗС давно внушают: делайте как в Европе. 50% прибыли идет от продажи бензина, а другая половина — от продажи продуктов, горячей еды, кофе и пирожков. Но если в Центральной России так и происходит, то в Сибири и других окраинах для такого бизнеса не хватает клиентов. При плотности населения три человека на квадратный километр денег на продаже кофе не заработать.

С другой стороны, вопрос, зачем нефтяным гигантам продавать топливо в российской тьмутаракани, где никакой прибыли в привычных объемах ожидать не стоит, остается открытым. Исчезновение независимых АЗС обернется социальной проблемой. Поэтому эксперты советуют не очень-то размахивать дубинкой ФАС. В отрасли предлагают использовать для установления индикативных цен на топливо не общую инфляцию, а промышленную, которая на пару пунктов выше потребительской. Тогда мелкие компании не будут финансировать хотя бы эту разницу из своего кармана. Валерий Андрианов поддерживает такой подход:

— Они пытаются выполнять социальную функцию и не увеличивать цены выше инфляции, но что им делать самим? Как я уже сказал, крупные компании могут затянуть пояса, но у мелких компаний такой возможности нет, поэтому ФАС не должна так болезненно реагировать на рост цен, а учитывать общую промышленную инфляцию.

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Независимые АЗС или украинские дроны?

О чем власти говорят неохотно, так это о том, что производство моторного топлива сократилось. По данным Reuters, из-за атак украинских дронов в августе Россия потеряла 17% производства бензинов и дизельного топлива. Это составляет 1,1 млн барр/сутки, или половину месячных поставок нефти в Индию.

— Несмотря на то что в инфополе такой информации немного, мы знаем, что такие атаки продолжаются. И мы знаем, что часть наших НПЗ вынуждены сокращать объемы производства моторных топлив, — подтверждает «Новым Известиям» Алексей Громов.

Повреждения получили крупные производства — Новокуйбышевский, Саратовский, Волгоградский, Рязанский, Новошахтинский заводы. Сколько продлится ремонт попавшего под удар оборудования, сказать трудно. Эксперты говорят, что вернуть оборудование можно и через три, а иногда и через шесть месяцев. К тому же многие установки уникальны и серийные запчасти к ним не подходят, напоминает Алексей Громов:

— Основная проблема в том, что заменить поврежденное оборудование из-за санкций нам крайне сложно. Либо надо воспользоваться услугами параллельного импорта, что становится делать все сложнее, либо мы должны производить аналоги поврежденного оборудования или заказывать его в Китае, и это все тоже занимает время.

Итог очевиден: атаки БПЛА сокращают предложение моторного топлива на рынке и повышают цены на АЗС.

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Импорт бензина из Белоруссии?

У правительства есть в руках только два решения, как обуздать топливный кризис. Первый путь — запретить экспорт бензина, что оно и сделало. Вторая «таблетка» — договориться с производителями и продавцами не повышать цену.

Оба средства уже задействованы, толк минимальный. Дальше будет только закручивание гаек.

— Минэнерго послало независимым АЗС недвусмысленный сигнал о том, что повышать цены сейчас крайне нежелательно. Если такое будет продолжаться, Минэнерго будет принимать карательные меры в отношении тех, кто будет продолжать это делать, — описывает патовую ситуацию эксперт Громов.

Без «пряника» независимые компании вряд ли смогут откликнуться на призыв властей и скорее начнут продавать АЗС. Крупные наверняка потребуют улучшения формулы демпфера или каких-то иных налоговых льгот.

Есть еще одно средство, которое помогло бы хотя бы временно улучшить ситуацию. Речь идет об импорте бензинов из Белоруссии. Раз о демпфере с белорусскими НПЗ договориться не получается, можно просто закупать партии у соседей. Так власти поступали до 2020 года, когда своего высококачественного топлива не хватало. Такое решение у правительства «на столе», хотя оно еще не принято.

Кто виноват или что делать? За топливный кризис ответят независимые АЗС

Чего власти не хотят допустить ни при каких обстоятельствах, так это роста цен выше 70 рублей за литр на заправках.

— Если цены будут пробивать психологический порог в 70 рублей, это угроза макроэкономическим показателям, угроза нового разгона инфляции, и правительство будет предпринимать все меры, чтобы этого не допустить. В данном случае правительство гораздо более жестко будет вести диалог с нефтяниками и независимыми. И все равно, страдают независимые или нет, им важно не допустить слишком быстрого и системного роста цен на моторное топливо, — говорит Алексей Громов.

Другие эксперты смотрят на это более философски. Валерий Андрианов напоминает, что цены растут всегда. Вряд ли можно ожидать, что они пойдут вниз, и 75 рублей за литр не предел:

— Такого роста, какой был в летний сезон, ожидать не стоит в осенне-зимний сезон, но все равно надо ожидать роста.

До конца года 70 рублей будет вполне приемлемой ценой?

— Я думаю, да.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.

От CodeNinja