Причины банкротства SR Space и других частных космических компаний в России
В русском космосе снова проблемы: ФНС банкротит частную космическую компанию SR Space. Что случилось с ней и другими частниками, которые не смогли победить бюрократию отечественной космонавтики?
Мария Соколова
В 2025 году большинство достижений в сфере мировой космонавтики оказалось на счету частных компаний.
Firefly Aerospace стала первой частной фирмой, которая успешно посадила свой исследовательский аппарат Blue Ghost на Луну (аппарат от конкурентов из Intuitive Machines попал в кратер и завалился на бок), Axiom Space организовывает частные пилотируемые миссии на орбиту Земли и к МКС на кораблях Dragon от SpaceX (в экипажах не было ни единого профессионального космонавта), Blue Origin Джеффа Безоса впервые запустила свою многоразовую ракету тяжелого класса с метановыми двигателями New Glenn. Свои ракеты для недорогой доставки малых спутников начали испытывать компании из Европы и Австралии.
Достижения частников можно долго перечислять. Но российские компании пока фигурируют в новостях в другом ключе.
Почему банкротят частную российскую космическую компанию SR Space
Например, арбитражный суд удовлетворил иск ФНС и признал банкротом компанию SR Space. Она занималась разработкой ракет легкого и сверхлегкого классов, а также созданием спутниковых группировок.
Дело уже дошло до огневых испытаний собственных метановых двигателей, но найти финансы для независимых космических проектов в РФ оказалось непосильной задачей. А власти вбивают последний гвоздь в крышку гроба.
В нынешних условиях никто не верит, что частная космонавтика в РФ может приносить деньги. В прошлом году SR Space выходила на биржу в рамках pre-IPO, но от продажи акций смогла получить лишь 23,5 млн рублей — в 65 раз меньше, чем было запланировано.
После этого провала руководство переключилось на работу с инвесторами напрямую, чтобы найти необходимые 1,5 млрд рублей. По плану сбор средств должен закончиться к 1 сентября 2025 года.
Но налоговики и суд не стали дожидаться завершения процесса и сработали оперативно: 2 июля 2025-го ФНС подала иск о банкротстве, а 25 августа был вынесен вынес вердикт. Как сообщил основатель и гендиректор SR Space Олег Мансуров, задолженность перед государством составила примерно 5 млн рублей.
У компании пока еще есть небольшой шанс погасить задолженность и оспорить решение суда. Но, вероятно, SR Space пополнит уже немалый список частных космических компаний, которые очень хотели совершить небольшую революцию, но не смогли.
Как банкротились российские частные космические компании
Так исторически сложилось, что космос в РФ был в руках предприятий, входящих в состав государственного Роскосмоса. Одним из первопроходцев среди частников в 2011 году стала компания Dauria Aerospace. Она специализировалась на создании небольших спутников для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Перспективную компанию погубил госконтракт на создание двух наноспутников для ДЗЗ за 290 млн рублей от 2012 года. Спутники должны были полететь в 2015-м, но фактически были запущены только в 2017-м и в итоге не вышли на связь. Роскосмос завалил Dauria исками за срыв сроков и потребовал вернуть все деньги за спутники, а в частной компании утверждали, что задержка произошла по вине заказчика, неполадки в космосе — из-за сбоя в разгонном блоке еще до отделения спутников. Победить госкорпорацию в суде не вышло.
В 2014 году появились сразу две компании: «КосмоКурс», которая стремилась развивать космический туризм, и Lin Industrial, которая хотела строить ракеты сверхлегкого класса. Энтузиазм их руководителей разбился о суровую бюрократию. Первая так и не получила разрешения на строительство стартовой площадки в Нижегородской области, а вторая осталась без подходящего участка для проведения огневых испытаний двигателя. Обе фирмы прекратили деятельность в 2021 году.
И, даже если за стартапом стоит большая компания с большими деньгами, это еще не гарантия успеха. У авиакомпании S7 была своя дочерняя фирма S7 Space, которая выкупила платформу и командное судно для запуска ракет «Зенит» из акватории Мирового океана. Идея хорошая: чем ближе к экватору, тем больше груза можно доставить на орбиту.
Первая возникшая проблема — ухудшение отношений с Украиной, где делали «Зенит». Вторая сложность для S7 Space — медлительность Роскосмоса, который переделывает украинский «Зенит» в отечественный «Союз-5» с 2015 года. Попытки создать собственную ракету тоже ни к чему не привели: даже у S7 на это не хватило денег. Результат — проект закрыт в 2022-м.
В 2019 году выходцы из S7 замахнулись на создание корабля, способного навязать конкуренцию SpaceX, и организовали компанию «Многоразовые транспортные космические системы». Она должна была за 136 млн долларов создать четыре опытных образца многоразового корабля «Арго». Но с тех пор об успехах ничего не слышно.
Несмотря на череду неудач, энтузиасты в России продолжают грезить освоением космоса. В редких случаях что-то получается, но масштаб таких предприятий далек от мирового уровня. Кто выжил в космической гонке и почему до сих не появился русский Илон Маск — читайте в следующем материале «НИ».