Судьба инженера в РФ: дорого учиться, мало зарабатывать
Какие профессии нужны государствуСколько заплатят за обучение технари в 2025 годуДорогое обучение на экономистаПочему экономисты престижнее инженеровПосле предложения отправлять студентов-бюджетников на работу по распределению власти взялись за платников: рост цен на обучение в вузах могут ограничить. К чему власть готовит российскую молодежь и какие специалисты реально нужны рынку?
Мария Соколова
Сфера высшего образования никак не дает покоя властям. Сначала Минздрав придумал отправлять выпускников бюджетного отделения на обязательную отработку в госучреждения, затем взялись за будущих инженеров и ученых. Пилотный проект с трудоустройством по распределению начнется в Красноярском крае, Республике Татарстан, Новосибирской и Томской областях.
Теперь депутат Мосгордумы Мария Воропаева совместно с экспертами направила в Госдуму предложение ввести госрегулирование цен на высшее образование, чтобы услуги для платников не слишком дорожали.
«НИ» разобрались, какие профессии сейчас самые дорогие и чего же хочет государство от системы высшего образования. Мы сравнили цены на обучение в топовых технических и экономических вузах страны, зарплаты их выпускников и нашли интересные нюансы.
Какие профессии нужны государству
Возрождением системы обязательного трудоустройства выпускников и программой целевого обучения (студент сразу заключает договор с предприятием и обязуется работать там 3–5 лет, а обучение оплачивает государство) власти пытаются решить проблему дефицита самых важных и необходимых стране специалистов.
Итак, с точки зрения государства, стране нужны госслужащие, врачи, специалисты в сфере обороны, инженеры и аграрии. Но в реальной экономике у бизнеса свои потребности.
Сколько заплатят за обучение технари в 2025 году
Если в стране возник острый дефицит инженерных кадров и предприятия готовы набирать сотрудников десятками тысяч, то в теории оно даст почти гарантированное трудоустройство с хорошей зарплатой. Ведь спрос рождает предложение… Но есть нюансы.
Гуманитариев, впрочем, как и экономистов с юристами, готовы выпускать буквально оптом — их обучают в разных вузах, от топовых и престижных до самых скромных. Другое дело — технари. На всю страну учреждений, где дают высшее образование по техническим специальностям, не так уж много.
Самый дорогой технический вуз РФ — это МФТИ. Год обучения стоит минимум 767 000 рублей. В эту ценовую категорию попадают почти все направления подготовки, кроме ядерной и технической физики (893 000 рублей) и программной инженерии (957 000 рублей).
Цены поражают воображение, но даже в физтехе инженеры и физики не самые дорогие специальности. Обучение на факультете бизнеса высоких технологий обойдется здесь в 2 000 000 рублей в год.
В МГТУ им. Баумана, одном из ведущих технических вузов страны, год обучения сейчас стоит 439 000–529 000 рублей, если не считать непрофильные для университета направления вроде экономики и социологии.
В число самых дешевых специальностей входят электроника и наноэлектроника, лазерная техника, робототехника специального и военного назначения. А в число самых дорогих — боеприпасы и взрыватели, производство ракет и ракетно-космических комплексов, системы управления летательными аппаратами, информатика.
Обучение в МАИ немного дешевле: от 383 090 рублей за информатику и вычислительную технику до 481 670 рублей — за авиастроение и двигателестроение.
Нет денег на физтех и Бауманку — можно поступить в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Цены там куда доступнее. Стать дипломированным инженером в питерском политехе можно за 270 000–360 000 рублей. Дешевле всего стать специалистом в сфере наноэлектроники, машиностроения, автоматизации производств. А дороже — специалистом в сфере информационной и компьютерной безопасности.
В среднем же по стране обучение, например, по направлению «Машиностроение» (это одна из крупнейших отраслей инженерии) обходится сейчас в 212 000 рублей в год.
Дорогое обучение на экономиста
Из года в год эксперты отмечают перекосы в подготовке кадров. Доцент кафедры математики и анализа данных факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при Правительстве РФ Анна Овсянникова рассказала, что и нынешний год не исключение.
— По данным Минтруда, до 70% работодателей отмечают кадровый голод в инженерии, IT, медицине и прикладных науках. При этом уровень безработицы среди молодежи с высшим образованием выше среднего по экономике и составляет около 9–12%. Иными словами, мы имеем перепроизводство дипломированных экономистов и юристов при хроническом дефиците инженеров и программистов.
В таких условиях по законам свободного рынка стоимость обучения юристов и экономистов должна быть очень низкая. Но на практике все иначе.
Студенты МГИМО (он попадает в топы экономических вузов, потому что там готовят экономистов-международников), обучающиеся по программе «Международные экономические отношения», платят по 810 000 рублей в год, а по программе «Международные финансы и управление инвестициями» — уже по 1 200 000 рублей.
За год обучения в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) большинство направлений обойдется в 600 000–700 000 рублей в год, а обучение по направлению «Международный бизнес» стоит 1 000 000 рублей в год.
В РЭА им. Плеханова экономические специальности оцениваются в 520 000–600 000 рублей в год. Чтобы стать экономистом в Финансовом университете при Правительстве РФ, тоже придется рассчитывать на суммы от 500 000 рублей в год. И даже переезд в Санкт-Петербург не сильно поможет. Обучение по направлению «Экономика» в Санкт-Петербургском государственном университете оценивается в 379 600 рублей в год.
Почему экономисты престижнее инженеров
Стать хорошим экономистом — это дорого, несмотря на переизбыток выпускников. Если на инженера в Москве в ведущих вузах можно отучиться за 400 000–500 000 рублей в год, то для экономического образования стоит закладывать 600 000–800 000 рублей.
Причина проста: молодежь манят хорошие зарплаты. По оценке портала SuperJob, в 2024–2025 годах выпускники МГИМО устраиваются на работу со средней зарплатой 200 000 рублей, выпускники ВШЭ и МГУ — 190 000 рублей, выпускники Финансового университета на старте получают в среднем 180 000 рублей.
А что могут работодатели предложить инженерам? «НИ» изучили вакансии на портале hh.ru и выяснили, что молодым специалистам без опыта работы предлагают чаще всего 80 000–100 000 рублей в Москве.
В госструктурах ситуация не лучше. В центре им. Хруничева, который производит космические ракеты, инженер-конструктор с опытом работы может рассчитывать на 100 000 рублей, ведущий специалист — на 101 000 рублей.
В реальности в России предприятия готовы платить экономистам и юристам, а вовсе не инженерам. Взять, к примеру, АвтоВАЗ. Руководство завода утверждает, что Lada Iskra почти полностью состоит из отечественных компонентов. Но разбор автомобиля показал множество импортных деталей. Инсайдер с предприятия так поясняет ситуацию.
— Я еще год назад, когда работал в запчастях на ВАЗе, знатно ах… как удивился, узнав, что на завод из Китая не только электроника идет, но и шайбочки, винтики, болтики. Хотя, конечно, винты и саморезы на заводе официально отечественные. А все дело в том, что ВАЗ закупает их через компании-«прокладки». Они, естественно, нехило прикручивают к цене, но зато на завод китайский саморез уже заезжает в ящичке с надписью «Сделано в России», и именно поэтому у АвтоВАЗа такие бешеные баллы по «локализации» авто.
Особенности отечественного импортозамещения таковы, что для предприятия куда полезнее оказываются экономисты и юристы, которые помогают ловко притащить компоненты из Китая и выдать их за отечественные, чем инженеры.
И похоже, что власти не особо-то стремятся исправить ситуацию. Принудительное трудоустройство наверняка поможет хотя бы временно прикрыть кадровые дыры — отмечают эксперты.
Но рынок с низкими зарплатами для технарей в коммерческих и государственных компаниях так и продолжит влиять на профориентацию куда сильнее, чем принудительное добро от российских властей.